Правила соревнований
(август 2003)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с изменениями, происходящими в международном развитии танцевального спорта, а также в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми Международным Олимпийским Комитетом к видам спорта с субъективной оценкой результата по повышению объективности судейства, кафедрой ТиМ танцевального спорта ГУФК в 2002 году была проведена работа по анализу и совершенствованию Правил по спортивным (бальным) танцам.

Разработка новой редакции была проведена судьями республиканской категории: доцентом кафедры ТиМ танцевального спорта ГУФК Президентом МФСТ Машковым А.В. и сотрудником исполкома МФСТ Машковой А.М..

Работа проводилась на основании накопленного практического опыта, с учетом предложений судей Высшей категории МФСТ: преподавателей кафедры ТиМ танцевального спорта ГУФК, Вице-президентов федерации Шлимака О.А. и Федорченко Б.И., Ответственного секретаря МФСТ Галовой О.В., члена МФСТ Кунина С.В..

При их разработке использовались международные Правила IDSF и WD&DSC, Правила и Положения о соревнованиях по спортивным танцам ведущих стран, варианты Правил, существовавшие в нашей стране, Правила соревнований по аналогичным видам спорта и регламентирующие документы системы физической культуры и спорта Ф:

1. Правила соревнований Международной Федерации спортивного танца. IDSF Competition Rules ( Status: Singapore 2002).

2. Правила соревнований и конкурсов по бальным и спортивным танцам. Немецкий союз танцоров-любителей.

3. Книга правил. Британский совет бального танца. 1996г.

4. Правила соревнований. Всемирный совет танца и танцевального спорта. 1996г. WD&DSC.

5. Правила проведения конкурсов Ассоциации бального танца г. Москвы, 1989 г.

6. Правила соревнований по спортивным танцам Московской федерации спортивного танца, 1991 г.

7. Правила соревнований по спортивным танцам, разработанные в научной лаборатории Кафедры спортивной режиссуры ГАФК в 1996 году.

8. Правила соревнований по видам спорта с субъективной оценкой результатов:

9. Основные положения программно-нормативного документа физической культуры и спорта - Единой всероссийской спортивной классификации 2001-2005 г.г.

10. Правила спортивного костюма Федерации танцевального спорта России.

Начиная с 1997 года, Правила соревнований обсуждались и дорабатывались на Всероссийских научно-методических Конференциях по проблемам развития спортивных танцев ГАФК, проходивших в соответствии с планом научно-методической работы Госкомитета физической культуры, спорта и туризма.

Правила приняты к действию Первой Всероссийской научно-методической Конференцией, с дополнениями и изменениями одобрены 3-ей, 4-ой, 5-ой и 7-ой (2003 г.) Конференциями.



СПОРТИВНЫЕ (БАЛЬНЫЕ) ТАНЦЫ
Правила соревнований

I. Общие положения

§1. Область действия настоящих Правил

Данные Правила предназначены для общественных организаций, занимающихся развитием спортивных (бальных) танцев на территории российской Федерации.

§ 2. Спортивно-танцевальные дисциплины и виды соревнований

1. Спортивные (бальные) танцы включают в себя следующие спортивно-танцевальные дисциплины:

2. Виды соревнований:

§ 3. Программа танцев в спортивно-танцевальных дисциплинах

1. Программа танцев в спортивно-танцевальных дисциплин может включать:

а) стандартные танцы :

б) латиноамериканские танцы:

в) 10 танцев: стандартные и латиноамериканские танцы.

Примечание: Нарушение указанной в пунктах а) и б) последовательности танцев в видах соревнований стандарт, латина недопустимо. Исключение составляет финальная часть соревнований, проводимых по способу с сольным и групповым исполнением в финале.

§4. Международная классификация по программе танцев

"N" класс(бронзовые медалисты)
"E" класс(серебряные и золотые медалисты)
"D" класс(золотая звезда):
"C","B","A","S" классы

Примечание: в скобках деление Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту WD&DSC: "бронза" - основная программа, допускаются любители, которые танцуют не более двух лет; "серебро" - программа медальной системы без линий (поз), допускаются любители, которые танцуют не более трёх лет; "золото" - свободные фигуры, допускаются любители, которые танцуют не более трёх лет; "золотая звезда" - свободные фигуры, допускаются любители без ограничения лет занятий; "свободный класс" - свободные фигуры, допускаются любители без ограничения лет занятий.

§ 5. Формы и характер соревнований

1.По форме соревнования подразделяются на:

2. По характеру соревнования подразделяются на:

3. Форма и характер проведения соревнования определяются Положением, которое разрабатывает организация, ответственная за проведение данных соревнований.

§ 6. Способы проведения соревнований

1. В видах стандарт, латина, 10 танцев соревнования могут иметь следующие способы проведения: с одним финалом; с финалом в каждом танце; с дополнительным туром на предварительном этапе (re-dance system); с сольным и групповым исполнением в финале.

2. При способе проведения с одним финалом итоги каждого тура определяются по сумме результатов во всех танцах данного вида соревнований.

На всех предварительных турах, предшествующих ? финала, разрешается не включать в план-сценарий один из танцев программы, (исключение составляют классификационные соревнования по "N" классу.), при этом в первом туре классификационных соревнований исполняются танцы предыдущего класса. С ? финала программа исполняется без сокращений

3. При способе проведения с финалом в каждом танце, по каждому танцу проводится отдельный турнир (включающий предварительные туры и финал по данному танцу), окончательный итог вида соревнований подводится по сумме мест в отдельных танцах.

Программа исполняется без сокращений.

4. При способе с дополнительным туром (re-dance system) пары, не попавшие после первого тура в следующий, проходят дополнительный отборочный тур (re-dance).

5. При способе с сольным и групповым исполнением в финале финалисты исполняют первый и последний танец финала вначале одну минуту в сольном варианте, затем одну минуту в групповом.

Танцы для сольного исполнения определяются организацией, осуществляющей общее руководство соревнованиями. В этом варианте возможно нарушение принятой последовательности исполнения танцев.

6. Способы проведения соревнований должны быть указаны в Положении о данных соревнованиях.

Примечание: порядок проведения командных соревнований и соревнований по формейшн излагается в главе Правила судейства.

§ 7. Положение о соревнованиях

1. Все соревнования проводятся в соответствии с Правилами и Положением, утверждённым организацией, ответственной за проведение данных соревнований.

2. Положение о соревнованиях должно содержать следующие разделы:

3. Требования Положения не должны противоречить соответствующим Правилам.

§ 8. Организаторы соревнований

1. Организаторами соревнований по спортивным (бальным) танцам в зависимости от их ранга и масштаба могут быть государственные и общественные организации соответствующего уровня.

2. Общее руководство соревнованиями осуществляет вышестоящая организация, имеющая полномочия по развитию данного направления деятельности, утвердившая календарный план и Положение, в соответствии с которыми проходит мероприятие.

3. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую коллегию соревнований и оргкомитет, в состав которых могут входить представители вышестоящей организации и общественной организации (спортивно-танцевального коллектива), работающей на договоре, являющейся структурным подразделением или членом вышестоящей организации.

4. Ответственное лицо оргкомитета или общественной организации (спортивно-танцевального коллектива), претендующих на непосредственное руководство и организацию соревнований, подает заявку (см. Приложение № 1) на утверждение данных соревнований в вышестоящую организацию в соответствии с порядком, принятым руководящим органом этой организации.

5. Организация (спортивно-танцевальный коллектив), на которую возложено, непосредственное руководство соревнованиями обязана:

§ 9. Время, продолжительность и распорядок проведения

1. Соревнования должны начинаться не ранее 9 часов 30 мин. и заканчиваться не позднее 22 часов. Для возрастных групп 13 лет и моложе награждение финалистов должно проводиться не позднее 21 часа.

2. Каждое мероприятие по спортивным танцам, при проведении соревнований на одной танцевальной площадке, может включать в себя не более двух классов или возрастных групп (т.е. не более 4-х видов соревнований), продолжительность мероприятия должна быть не более 5 часов с учетом перерыва не менее 20 минут.

3. В один день на одной танцевальной площадке может быть проведено не более двух мероприятий.

Примечание: в исключительных случаях решением руководящего органа проводящей организации к мероприятию могут быть добавлены соревнования одного малочисленного класса или возрастной группы.

4. регистрация спортсменов на соревнования начинается за 1,5 часа и заканчивается за 30 минут до начала турнира, если иное не предусмотрено Положением о соревнованиях.

Положением может быть также предусмотрена предварительная регистрация участников.

5. разминка проводится в соответствии с распорядком, определяемым главной судейской коллегией.

6. Ход турнира определяется планом-сценарием в соответствии с действующими Правилами и Положением о соревнованиях.

7. Парад и представление участников в начале турнира проводятся, если это предусмотрено сценарием. Возможно также представление участников при выходе на площадку для исполнения первого танца, при этом называется только фамилия и имя партнера и партнерши.

8. Перед началом турнира в обязательном порядке проводится представление судейской коллегии соревнований с объявлением: имени, фамилии судьи; судейской категории; города, региона, страны, которые он представляет.

9. После окончания каждого турнира проводится церемония награждения с выходом на паркет всех финалистов. При объявлении итогов финалисты должны быть представлены полностью: фамилия и имя партнера и партнерши; название коллектива, спортивного общества (организации); город, регион, страна, которые представляет пара; фамилия и имя тренера (тренеров).

§ 10 Спортивный комиссар соревнований

1. Спортивный комиссар соревнований является уполномоченным лицом, представляющим руководящий орган общественной организации, осуществляющей общее руководство проведением соревнований.

2. Спортивный комиссар соревнований контролирует работу главной судейской коллегии и координирует проведение соревнований в соответствии с Правилами, Положением о соревнованиях, Уставом и регламентирующими документами организации, осуществляющей общее руководство. Он выставляет оценку работе главного судьи соревнований и дает общую оценку проведению данных соревнований.

3. В отдельных случаях организацией, осуществляющей общее руководство проведением соревнований, может назначаться апелляционное жюри, коллегиально выполняющее обязанности спортивного комиссара соревнований.

II. Участники соревнований

§ 1. Возрастные группы

1. Участники соревнований подразделяются на следующие возрастные группы:

Примечание: Для групп п.п. а) - е) возраст определяется по старшему из партнеров, для групп п.п. ж) - з) по младшему.

2. В начале учебного года с 1 сентября могут вводиться возрастные группы со смещением на один год старше с учётом следующего календарного года.

3. В отдельных случаях возрастные группы могут определяться по дате рождения.

4. Положением о соревнованиях может быть предусмотрен допуск спортсменов к турниру на одну возрастную группу выше, исключение составляют группы п.п. е), ж), з).

5. Участникам возрастной группы "молодёжь" разрешается принимать участие в соревнованиях взрослых.

6. Участники возрастных групп п.п. ж) и з) при желании могут принимать участие в соревнованиях на одну группу моложе.

§ 2. Деление участников по классам и разрядам

1. В соответствии с международной практикой совершенствования в спортивных танцах участники соревнований, в зависимости от их подготовленности, могут подразделяться на классы исполнительского мастерства: "N", "E", "D", "C", "B", "A", "S".

2. На основании положений программно-нормативного документа системы физической культуры и спорта - Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) спортсмены, участвуя на соответствующих соревнованиях, выполняют разрядные требования: 3 юношеского разряда (юн.р.); 2 юн.р.; 1 юн.р.; 3 разряда (р.); 2 р.; 1 р.; "Кандидата в мастера спорта" (КМС); и требования для присвоения спортивных званий: "Мастер спорта России" (МС); "Мастер спорта России международного класса" (МСМК).

3. С учётом международных подходов и основных положений ЕВСК для выполнения разрядных требований по технической подготовке на классификационных соревнованиях необходимо использовать следующую систему:

Выступление по программе сложности:

"N" классавыполнение начальных спортивно танцевальных требований для перехода в "E" класс;
"E" классавыполнение разрядных требований по технической подготовке
3 юн.р. для перехода в "D" класс;
"D" классавыполнение разрядных требований по технической подготовке:
по количественному показателю 2 юн.р.,*
по качественному показателю 3 р.*
для перехода в "C" класс;
"C" классавыполнение разрядных требований по технической подготовке:
по количественному показателю 1 юн.р.,*
по качественному показателю 2 р.*
для перехода в "B" класс;
"B" классавыполнение разрядных требований по технической подготовке
1 разряда для перехода в "A" класс;
"A" классавыполнение разрядных требований по технической подготовке
КМС для перехода в "S" класс.

* см. разрядные требования по технической подготовке.

Примечание:

4. Исходя из международной практики в спортивных (бальных) танцах, начальное выступление в том или ином классе проходит в соответствии с порядком, определённым общественным объединением спортивного танца.

Понижение класса исполнительского мастерства может проводиться только в исключительных случаях по решению руководящего органа общественного объединения.

5. Класс исполнительского мастерства пары определяется по высшему классу, разряду одного из партнёров.

6. В каждом классе к спортсменам предъявляются определённые требования по исполняемой программе танцев (см.раздел 1, § 4); классификации фигур, элементов и технических действий (см. приложение № 3); а также костюмам участников (см. приложение № 4).

7. Могут проводиться турниры по хобби-стилю (развлекательной программе), которые являются подводящими к классификационным соревнованиям, но не дают права на выполнение разрядных требований.

§ 3. Допуск участников к соревнованиям

1. К участию в соревнованиях допускаются лица, прошедшие надлежащую подготовку и получившие разрешение тренера и врача на участие в них.

2. Допуск на соревнования осуществляется при прохождении регистрации в соответствии с Положением о данных соревнованиях.

3. Без оформленной зачётной классификационной книжки с отметкой об оплате членского взноса в какую-либо общественную организацию спортивного (бального) танца и заявки (см. приложение № 2) спортсмены на соревнования не допускаются.

§ 4. Права и обязанности участников

1. Участники соревнований обязаны:

Примечание: При нарушении Правил или некорректном поведении главная судейская коллегия выносит участнику предупреждение. При повторном нарушении спортсмен отстраняется от участия в турнире. При особо грубых нарушениях спортсмен может быть отстранен от участия в турнире по решению судейской коллегии без предупреждения.

2. Участники соревнований имеют право:

§ 5. Костюм участника

1. К спортсменам-танцорам предъявляются требования по костюмам в соответствии с Правилами костюма IDSF для международных соревнований (см.приложение № 4).

2. На танцевальных костюмах разрешается реклама до двух спонсоров на пару, при этом размер ее не должен быть более 40 см2 на каждого спонсора. размещение рекламы возможно на талии, груди или рукавах. реклама спонсора размещается либо на костюме партнёра, либо на костюме партнёрши; или по одному спонсору на костюме каждого спортсмена.

3, размещение рекламы на номерах участников соревнований возможно при условии, что она занимает не более 20% от площади номера.

Примечание: Главная судейская коллегия обязана отстранить от участия в соревновании пару, костюм которой не соответствует требованиям.

§ 6. Представители, тренеры и капитаны команд (пар)

1. Каждое структурное подразделение, спортивно-танцевальный коллектив (СТК) или объединение, участвующие в соревнованиях, должны иметь своего представителя, который является руководителем команды и посредником между судейской коллегией и участниками, выставленными данной организацией.

Если команда не имеет представителя, то его обязанности выполняет тренер или капитан, назначенный из числа участников данной команды.

2. Представитель, тренер не могут быть одновременно судьями данного соревнования.

3. Представитель обязан:

4. Представитель является официальным лицом и имеет право:

5. Представителю и тренеру не разрешается во время соревнований подсказывать или подавать сигналы участникам во время выступлений.

6. Представитель, тренер не могут вмешиваться в распоряжения судей и лиц, проводящих соревнования.

7. За необоснованный протест представитель несет ответственность перед организацией, осуществляющей общее руководство данными соревнованиями, и по решению руководящего органа данной организации может быть лишён права представительства на её соревнованиях.

8. Тренер и представитель должны быть опрятно одеты, и являться примером для всех участников.

Примечание: При нарушении представителем, тренером коллектива настоящих Правил главная судейская коллегия выносит им предупреждение. При повторном нарушении или некорректном поведении представителя, тренера по решению коллегии судей все пары команды могут быть отстранены от участия в турнире.

III. Судейская коллегия

§1. Состав судейской коллегии соревнований

1. Судейская коллегия соревнований назначается организацией, осуществляющей общее руководство данными соревнованиями.

2. Состав судейской коллегии соревнований зависит от ранга, масштаба соревнований и формируется из членов Коллегий судей общественных организаций спортивного (бального) танца и их спортивно-танцевальных коллективов

3. На судейскую коллегию соревнований возлагается подготовка и проведение соревнований в соответствии с настоящими правилами и положением о соревнованиях, определение результатов и подведение общих итогов соревнований.

4. В состав судейской коллегии соревнований по спортивным танцам входят:

5. Состав коллегии судей - постоянный на все время данных соревнований. Замена судьи допускается лишь в случае болезни или других обстоятельств, не позволяющих ему выполнение своих обязанностей.

6. Одежда судейской коллегии должна соответствовать причине и характеру проводимого мероприятия (см. Приложение № 4).

7. Отказ от судейства на соревнованиях по неуважительной причине считается нарушением судьей установленного порядка и может повлечь за собой отстранение от судейства на определенный срок.

§ 2. Главная судейская коллегия

1. Непосредственное руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляет главная судейская коллегия в составе главного судьи, заместителей главного судьи и главного секретаря.

2. Главная судейская коллегия:

3. решения главной судейской коллегии принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов определяющим является голос главного судьи.

4. Во время выступления спортсменов главная судейская коллегия располагается за своим рабочим столом, откуда хорошо просматривается спортивно-танцевальная площадка.

§ 3. Главный судья соревнований

1. Главный судья назначается организацией, осуществляющей общее руководство соревнованиями, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. Главный судья возглавляет судейскую коллегию, руководит соревнованиями, отвечает за их проведение в соответствии с настоящими Правилами и Положением о соревнованиях.

3. Главный судья обязан:

4. Главный судья принимает решения о последовательности турниров по классам, возрастам и видам соревнований; по предварительным турам; по количеству заходов; по числу пар, выводимых в следующий тур, руководствуясь правилами Скейтинг-системы (см.Приложение № 5).

5. Главный судья принимает решение о проведении совещаний судейской коллегии, при необходимости совещаний представителей команд.

6. Главный судья не имеет права:

7. Главный судья оценивает работу судей, заместителя главного судьи и главного секретаря. Выставление оценок проводится в соответствии с Инструкцией об оценке работы судейской коллегии соревнований, разработанной руководящим органом общественной организации.

8. Все нарушения, допущенные в ходе соревнований судейской бригадой и спортсменами, должны быть занесены в приложения к протоколу соревнований установленного образца (см. Приложение № 6 и № 7).

9. Действия главного судьи могут быть обжалованы в недельный срок в организации, осуществляющей общее руководство соревнованиями.

§ 4. Заместитель главного судьи

1. Заместитель главного судьи назначается из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. В составе главной судейской коллегии заместитель главного судьи отвечает за проведение соревнований в соответствии с требованиями настоящих Правил и Положением о соревнованиях.

3. Заместитель главного судьи обязан:

4. Заместитель главного судьи работает по указанию главного судьи, отвечает за порученную им работу по проведению соревнований.

5. Заместитель главного судьи имеет право исполнять обязанности главного судьи в случае его отсутствия.

6. Заместителю главного судьи разрешается совмещать свои обязанности с функциями судьи-информатора, судьи на музыкальном сопровождении или главного секретаря, если на заместителя главного судьи не возложены обязанности главного судьи.

7. Заместитель главного судьи не может выполнять обязанности арбитра, за исключением экстренных случаев, определяемых главным судьей соревнований, при условии, что в этот момент он не выполняет обязанности судьи-информатора или главного секретаря.

8. Заместитель главного судьи не имеет права совмещать свои обязанности с другими функциями судейской коллегии, за исключением случаев, оговоренных выше.

§ 5. Главный секретарь

1. Главный секретарь назначается из состава Коллегии судей организации

(или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. В составе главной судейской коллегии главный секретарь отвечает за проведение соревнований в соответствии с требованиями настоящих Правил и Положением о соревнованиях.

3. Главный секретарь руководит работой секретариата соревнований, ведет протоколы совещаний судейской коллегии, заполняет приложения по нарушениям к протоколу соревнований, представляет главному судье необходимые данные для итогового отчета.

4. Главный секретарь обязан:

5. Допускается совмещать функции главного секретаря и заместителя главного судьи соревнований (без возложения обязанностей главного судьи); других совмещений быть не может.

§ 6. Комендант соревнований

1. Комендант соревнований назначается из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. Комендант соревнований обязан знать настоящие Правила и Положение о соревнованиях.

3. Комендант соревнований обязан прибыть к месту проведения соревнований не позднее, чем за час до начала регистрации участников. Перед началом соревнований сдать главному судье заполненную карточку члена судейской коллегии данных соревнований.

4. Комендант соревнований отвечает за:

5. Комендант соревнований обеспечивает все необходимые мероприятия по указанию главной судейской коллегии и спортивного комиссара соревнований .

6. Комендант соревнований не имеет права совмещать свои полномочия с другими функциями судейской коллегии.

§ 7. Арбитры соревнований.

1. Арбитры назначаются организацией, осуществляющей общее руководство соревнованиями, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях и порядком, определенным руководящим органом данной организации.

2. При составлении судейских бригад учитывается, что каждую группу исполнителей спортивных танцев (разряд, возраст), вид соревнований на протяжении сезона должно оценивать максимально возможное число судей. В Положении о соревнованиях могут оговариваться дополнительные ограничения по составлению судейских бригад.

3. Арбитры не имеют права оценивать выступления родственников по восходящей и нисходящей линии, а также своих супруг (супругов), братьев и сестер.

4. Количество арбитров на соревнованиях должно быть: не менее трех на командных турнирах; не менее пяти на классификационных соревнованиях (за исключением классификационных первенств); не менее семи на рейтинговых соревнованиях, чемпионатах и первенствах. В отдельных случаях количество арбитров может быть увеличено.

5. Арбитр обязан:

6. Арбитры не имеют права:

7. Все возникающие проблемы арбитр должен решать только через главного судью соревнований.

8. Во время оценки исполнительского мастерства арбитры имеют право располагаться по всему периметру спортивно-танцевальной площадки, свободно перемещаться, не мешая нормальному ходу соревнований.

9. Для показа мест в финале арбитры располагаются в линию по порядку номеров.

10. работа арбитров на соревновании считается законченной только после выставления оценок главным судьей и выдачи квалификационных удостоверений судей.

§ 8. Секретариат соревнований

1. Секретариат назначается из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. Секретариат работает под руководством главного секретаря соревнований, который заблаговременно проводит совещание членов секретариата, распределяет обязанности, проводит необходимый инструктаж.

3. Члены секретариата обязаны прибыть к месту проведения соревнований не позднее, чем за 30 минут до начала регистрации участников, перед началом соревнований сдать главному судье заполненную карточку члена судейской коллегии данных соревнований.

4. В состав секретариата входят:

5. Судьи-секретари на регистрации обязаны:

6. Судьи-секретари на регистрации несут полную ответственность перед главной судейской коллегией и участниками соревнований за наличие поданных заявок, сохранность зачетных классификационных книжек и переданных им протоколов хода соревнований.

7. Судьи-секретари счетной комиссии обязаны:

8. Судьи-секретари счетной комиссии несут полную ответственность перед главной судейской коллегией за сохранность заявок участников, наличие оценочных листов арбитров, протоколы хода соревнований и итоговые протоколы.

9. Судьи-секретари не имеют права обращаться к арбитрам в момент оценки танца.

10. Судьи-секретари не имеют права совмещать свои обязанности с другими функциями судейской коллегии соревнований.

11. работа судей-секретарей считается законченной только по распоряжению главного секретаря.

12. Оператор компьютерной обработки результатов соревнований работает параллельно с судьями-секретарями счетной комиссии, выполняет свою работу в соответствии с обязанностями судей-секретарей счетной комиссии и также несет ответственность перед главной судейской коллегией за сохранность заявок участников, наличие оценочных листов арбитров, протоколы хода соревнований и итоговые протоколы.

§ 9. Судья-информатор

1. Судья-информатор назначается из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. Судья-информатор обязан:

3. Вся официальная информация дается только с разрешения главной судейской коллегии.

4. Судья-информатор не имеет права, комментируя ход соревнований, выделять кого-либо из участников, воздействуя таким образом на судейскую оценку и итог соревнований.

5. Допускается совмещение функций судьи-информатора и судьи на музыкальном сопровождении, других совмещений быть не может.

6. работа судьи-информатора считается законченной только по распоряжению заместителя главного судьи.

§ 10. Судьи при участниках

1. Судьи при участниках назначаются из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. С одной возрастной группой (классом) должны работать не менее двух судей при участниках.

3. Судьи при участниках обязаны:

4. Судьи при участниках не имеют права совмещать свои обязанности с другими функциями судейской коллегии соревнований.

5. работа судей при участниках считается законченной только по распоряжению заместителя главного судьи.

§ 11. Судья на музыкальном сопровождении

1. Судья на музыкальном сопровождении назначается из состава Коллегии судей организации (или спортивно-танцевального коллектива), непосредственно проводящей данное соревнование, в соответствии с Положением о судьях и судейских категориях.

2. Судья на музыкальном сопровождении обязан:

3. Допускается совмещение функций судьи на музыкальном сопровождении и судьи-информатора, других совмещений быть не может.

4. работа судьи на музыкальном сопровождении считается законченной только по распоряжению заместителя главного судьи.

§ 12. Врач

1. В состав судейской коллегии может входить врач соревнований и принимать участие в ее работе на правах заместителя главного судьи по медицинской части.

2. Врач соревнований обязан:

IV. Правила судейства

§ 1. Этапы соревнований. Количество участников в каждом этапе. Заходы в предварительных этапах

1.Этапы соревнований включают: предварительные туры, полуфинал и финал.

2. Предварительные туры и полуфинал служат для отбора сильнейших участников соревнований в каждом отдельном танце. Количество пар, отбираемых арбитрами для участия в следующем туре, определяется главным судьей обычно это 2/3, но не менее 1/2 пар, участвующих в туре.

3. В полуфинале могут участвовать не более 16 пар, но обычно это 12 пар. В финале могут участвовать не более 8 пар, но оптимальным количеством является 6 пар.

4. В предварительных турах участники равномерно распределяются по заходам. Допустимое количество пар в заходе зависит от размеров танцевальной площадки и определяется из расчета минимум 16-20 квадратных метров на пару в зависимости от возраста и класса участников.

5. Полуфинал должен проводиться в два захода, в исключительных случаях разрешается проведение полуфинала в один заход, но при этом количество пар на площадке должно соответствовать нормам по метражу и длительности турнирной мелодии.

6. Оптимальным вариантом с точки зрения профессионального спортивного подхода является проведение каждого предварительного этапа турнира в постоянных заходах. При этом необходимо проводить разброс пар по силам (в первом туре по рейтингу, в каждом последующем туре по результатам предшествующего тура: 1-е место от 2-го, 3-е место от 4-го и т.д.), а также по принадлежности к СТК, регионам.

Примечание: По версии ФТС распределение пар по заходам в предварительных этапах идет по принципу их максимального перемешивания в заходах от танца к танцу, но этот подход не дает равных условий функционального и психологического настроя спортсменов на танец.

§ 2. Музыкальное сопровождение

1. На всех соревнованиях музыка должна соответствовать характеру и стилю танцев (например: в латиноамериканских танцах не должна использоваться музыка в стиле диско).

2. Темпы музыкальных произведений, используемых на турнирах, должны соответствовать международным нормам:

Медленный вальс 30 тактов в минуту90 ударов в минуту
Танго33 такта в минуту132 удара в минуту
Венский вальс60 тактов в минуту180 ударов в минуту
Медленный фокстрот30 тактов в минуту120 ударов в минуту
Квикстеп50 тактов в минуту200 ударов в минуту
Самба50 тактов в минуту100 ударов в минуту
Ча-ча-ча30 тактов в минуту120 ударов в минуту
Румба27 тактов в минуту108 ударов в минуту
Пасодобль62 такта в минуту124 удара в минуту
Джайв44 такта в минуту176 ударов в минуту

3. Длительность турнирного танца без учета вступления должна быть не меньше 1 мин. 30 сек., венский вальс и джайв - не меньше 1 мин. (вступление не должно превышать 10 секунд). Окончание мелодии должно соответствовать музыкальной фразе или должно быть смикшировано в течение 2-5 секунд.

Примечание: В правилах Британского совета бального танца длительность турнирного танца соответствует: W - 4+64 такта; T - 4+64 такта; F- 4+64 такта; Q - 4+96 тактов; V.v. - 4+80 тактов;

Ch - 4+64 такта; S - 4+96 тактов; R - 4+64 такта; P - минимум 100 тактов, максимум 132 такта; J - 4+64 такта.

Т.е. немногим более 2 минут, в V.v. и J - 1 мин. 30 сек.

4. Пасодобль должен быть акцентирован стандартно: I часть - 44 такта; II часть - 35 тактов; III часть - 43 такта. Окончание мелодии пасодобля должно совпадать с музыкальным акцентом в конце 2-ой или 3-ей части. В предварительных турах допускается исполнение пасодобля без последней части. В финале пасодобль должен звучать полностью, за исключением соревнований с сольным исполнением.

5. В предварительных турах между заходами должны быть паузы, необходимые для выхода и ухода пар. Мелодия пасодобля должна начинаться после того, как участники захода вышли на площадку и заняли исходное положение.

6. Музыкальное сопровождение на турнире должно воспроизводиться без искажений и шумов, уровень громкости должен соответствовать объему помещения.

§ 3. Оценка пар и определение результатов на предварительных этапах соревнований

1. В предварительных турах и полуфинале соревнований арбитры отбирают пары в каждом танце в последовательности заданных международных критериев по принципу "за - против", отмечая тех участников, которые по их оценке должны соревноваться в следующем туре.

2. Если пары, участвующие в предварительных турах, танцуют в несколько заходов, то количество пар, отбираемых каждым судьей в каждом из заходов, определяется самим судьей. При этом общее число отобранных пар должно быть равно указанному главным судьей количеству.

3. В оценочном листе напротив пары, нарушившей правила, касающиеся ограничения программы сложности исполняемых фигур и элементов, судья ставит букву "D" ("дисквалификация").

4. После окончания отборочного тура секретариат суммирует голоса арбитров для каждой пары. В следующий тур выводятся пары, имеющие наибольшее значение итоговых сумм. Изменение в сторону увеличения или уменьшения заранее установленного количества пар недопустимо.

5. Если несколько пар имеют одинаковое значение итоговых сумм, позволяющее принять участие в следующем туре, но при включении этих пар в состав участников следующего тура общее количество участников превышает заранее оговоренное число, то главный судья принимает решение допустить все эти пары к участию в следующем туре, либо не допустить ни одну из них. Перетанцовка не допускается.

§ 4. Оценка пар в финале и определение итогового результата соревнований

1. В финале может применяться открытая или закрытая система оценки.

2. Соревнующиеся пары должны быть расставлены каждым судьей в каждом танце по местам в соответствии с уровнем исполнительского мастерства.

3. Судья не имеет права поставить двум или более парам одинаковые места.

4. Определение результатов в отдельных танцах финала и окончательного итога соревнований проводится по правилам "Скейтинг"-системы.

§ 5. Система оценки исполнительского мастерства

1. В задачу арбитров входит оценка исполнительского мастерства спортивно-танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения.

2. Исходя из международных правил оценки исполнительского мастерства и задач, поставленных Международным Олимпийским комитетом перед видами спорта с субъективной оценкой результата, - стремление к максимальной объективности судейства, необходимо вести сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар и давать оценку в соответствии с последовательностью заданных критериев.

А. Основной ритм и темп танцевального движения.

Основной ритм движения означает исполнение танцевальных шагов и движений корпуса в соответствии с ритмической структурой основных фигур и элементов, характерных для данного танца.

Соблюдение основной ритмической структуры означает, что шаг и движение корпуса в базисных фигурах и элементах делаются на соответствующие удары такта и выполняются с определенной длительностью: на целый удар или несколько ударов, на ? удара, на ? удара, на ? удара. При этом окончание шага, движения корпуса предполагают подготовку к началу следующего шага, движения корпуса.

Темп означает степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения музыкальной структуры такта (сильных и слабых долей, акцентирования, дробления, синкопирования).

Усложнение ритмической структуры фигур, элементов и технических действий должно проходить в сочетании с основной ритмической структурой шагов, движений корпуса. Оно должно усиливать отражение музыкальной структуры такта и характера исполняемого танца.

Оценка пар по основному ритму и темпу снижается за:

Преимущество отдается парам, исполняющим усложненные ритмические структуры фигур, элементов и технических действий с усилением отражения музыкальной структуры такта и характера танца в гармонии с основной ритмической структурой шагов и движений корпуса.

B. Линии корпуса.

Под линиями корпуса подразумеваются элегантные, естественные линии пары, соответствующие хореографии стилизованных бальных, спортивных танцев.

К ним относятся: линия позвоночника; линии бедер (положение таза); линии плеч; линии шеи и позиции головы; позиции рук; боковые линии корпуса; положение корпуса, характерное для исполняемого танца; позиции корпуса.

Все линии корпуса рассматриваются в стандартных танцах в контактной позиции, в латиноамериканских танцах в позициях, характерных для данной спортивно-танцевальной дисциплины.

Оценка пар по линиям корпуса снижается за:

Примечание: В стандартных танцах опускание левой руки партнера и правой руки партнерши, подъем левого предплечья партнерши во избежание столкновения ошибкой не считаются. Положение корпуса, нехарактерное для исполняемого танца.

Преимущество отдается танцорам, владеющим разнообразными позициями, при этом стабильно демонстрирующим правильные, естественные линии, которые дают максимально объемное положение корпуса, подчеркивают гармонию и единство пары, соответствуют характеру и хореографии стилизованного бального танца.

Примечание: Потеря линий корпуса, связанная с внешним воздействием (столкновением), ошибкой не считается.

C. Динамика

Динамика движения пары означает баланс, ведение, амплитуду и объем движения, соответствующие основной ритмической структуре фигур, элементов и технических действий, характеру стилизованного бального танца.

Оценка по динамике снижается за:

Преимущество отдается парам, исполняющим движение с большой амплитудой и объемом при сохранении основных принципов дуэтного танцевального движения (баланс, ведение, соответствие структуре и характеру танца), в развитии использующим усложненные технические действия, гармонично связанные с базисными фигурами и элементами.

D. Техника работы ног и стопы.

Техника работы ног и стопы включает в себя следующие составляющие: позиции стоп; распределение веса на опорной стопе; направление движения ног по отношению к корпусу в соответствии с рисунком исполняемой фигуры, элемента; позиции противодвижения корпуса; контроль движения стопой маховой ноги; постановка стопы на носок, подушечку, каблук, плоско и т.п. в соответствии с описанием фигур, элементов и технических действий; работа ног на подъем корпуса без подъема в стопе, с подъемом в стопе; состояние маховой и опорной ноги (прямая, согнутая и т.п.), а также стоп в процессе движения согласно технике исполняемого танца.

Оценка по технике работы ног и стопы снижается за:

Преимущество отдается парам, точно контролирующим движение ног и наиболее выразительно показывающим технику работы стопы, дающую глубину отражения ритмической основы танца.

E. Музыкальность.

Музыкальность - эмоциональная отзывчивость на музыку, артистизм, возможность пары в едином психологическом состоянии путем создания образов и построения сюжета раскрыть характер и настроение звучащей мелодии в соответствии с ритмической основой исполняемого танца.

Оценка музыкальности снижается за:

Преимущество отдается парам, которые в едином, эмоциональном настрое партнеров, используя разнообразные приемы выразительности, демонстрируя индивидуальность и сюжетную хореографию, наиболее ярко представляют основную ритмическую структуру исполняемого танца и ее гармоничную слитность с характером и особенностями звучащей мелодии.

3. Данная система оценки предназначена для раздельного принципа судейства, т.е когда каждый арбитр ведет сравнение пар только по одному из заданных, основных, международных критериев оценки.

Назначение арбитров на оценку по отдельным критериям происходит следующим образом:

При пяти арбитрах:

При семи арбитрах:

При большем количестве арбитров их распределение ведется в соответствии с заданной последовательностью.

Распределение арбитров по критериям проводится по решению организации, осуществляющей общее руководство соревнованиями, или главной судейской коллегией соревнований.

4. Традиционная система оценки осуществляется при контроле арбитром исполнительского мастерства спортивно-танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения в последовательности всех заданных критериев, причем ошибки в основном ритме и темпе не могут быть компенсированы отсутствием ошибок по другим критериям.

5. Оценка исполнения каждого танца начинается с момента, когда пара заняла исходную танцевальную позицию, и оканчивается с последним аккордом музыкального сопровождения.

6. Если пара не явилась для выступления в танце или преждевременно прекратила его исполнение, то она получает за него самую низкую оценку

7. Судья оценивает исполнение парами только конкретного танца. Не допускается учет их звания, рейтинга, прежних показателей и исполнения предыдущих танцев в соревновании.

На оценку арбитра не должны влиять результаты выступлений пар на предыдущих соревнованиях, принадлежность к региону или коллективу, точка зрения выступающих пар и педагогов, а также других лиц.

§ 6. Замечание, предупреждение, дисквалификация

1. За нарушение требований программы сложности исполняемых фигур и элементов или некорректном танцевании* решением главной судейской коллегии участникам соревнований может быть объявлено замечание, предупреждение, дисквалификация.

* некорректным танцеванием считается явное движение на столкновение, толчок руками при визуальной возможности контролировать ситуацию.

2. решение главной судейской коллегии по нарушению требований объявляется главным судьей соревнований сразу по окончанию танца в данном заходе, с обязательной в соответствии с терминологией спортивного (бального) танца формулировкой допущенного нарушения. Главный секретарь заносит данную формулировку в приложения к итоговому протоколу соревнований.

3. Главная судейская коллегия не имеет права давать практические разъяснения представителям, тренерам, участникам по допущенным нарушениям в процессе своей работы в данном туре соревнований.

4. Замечание объявляется за первое нарушение требований в произвольной программе или некорректное танцевание по отношению к другим парам.

5. Предупреждение объявляется за:

При объявлении предупреждения с пары снимаются все голоса судей за танец, в котором допущено нарушение в данном туре соревнований.

6. Пара может быть дисквалифицирована - снята с данных соревнований за повторное нарушение после объявленного предупреждения. Дисквалифицированная пара лишается места и квалификационных очков на данных соревнованиях.

Примечание: В соревновательной программе лифты не допускаются ни в одном из разделов. Лифтом считается любая вариация шагов, при которой один из партнеров с помощью или поддержкой другого одновременно отрывает от пола обе ноги.

§ 7.Соревнования по формэйшн

1. Соревнования по формейшн проводятся по стандартным и латиноамериканским танцам раздельно.

2. В каждом виде команды могут формироваться:

Ни один из спортсменов не имеет права на одних соревнованиях выступать более чем за одну команду.

3. Соревновательная композиция по стандартным танцам должна включать медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, причем разрешены максимально 16 тактов какого-либо другого танца, включая латиноамериканский.

4. Соревновательная композиция по латиноамериканским танцам должна включать самбу, ча-ча-ча, румбу, пасодобль, джайв и любой другой (какой угодно) латиноамериканский ритм, причем разрешены максимально 16 тактов любого другого танца, включая стандартные.

5. В стандартной программе открытая или разомкнутая танцевальная позиция (сольное исполнение) в каждом отдельном танце должна ограничиваться 8 тактами, причем для общей хореографии разрешены максимально 24 такта. Это не распространяется на латиноамериканские танцы, в которых открытая или разомкнутая танцевальная позиция является нормальным явлением.

6. разрешается только та одежда, которая ассоциируется с используемой в данное время одеждой на соревнованиях по спортивным танцам. Индивидуальные особенности не разрешаются.

7. Ни одна команда формэйшн не может танцевать программу, которая по длительности превышает шесть минут включительно с выходом на паркет и уходом с паркета. Из этих шести минут должны оцениваться не более 4,5 минуты, которые должны быть четко отмечены узнаваемым способом (начало и окончание). Команды, которые не подчиняются этим требованиям, могут быть дисквалифицированы.

8. Каждой команде предоставляется одинаковое по продолжительности время для разминки под музыку на турнирной площадке.

9. На разминке присутствует главный судья соревнований, который предостерегает каждую команду от нарушения правил. Если правила нарушаются во время турнира, он имеет право после совещания с судьями, выставляющими оценки снять данную команду с соревнований.

10. Если в соревнованиях участвует более 5 команд, то проводятся предварительные туры.

11. Оценка в предварительных этапах закрытая, в финале - открытая, арбитры показывают места.

12. В каждом этапе турнира пары команды могут заменяться запасными парами (не более 2-х пар).

13. В ходе соревнований запрещена смена костюмов.

§ 8. Командные соревнования

1. В составе команды должно быть представлено не менее 4-х пар.

2. Комплектование команды происходит в соответствии с разрядными группами спортсменов или по возрастам, что обязательно оговаривается в Положении о данном турнире.

3. Применяется открытая в каждом туре система судейства, при которой парам присваиваются места 1, 11/2 ,2, 21/2 , 3. Лучшим является первое место. Допускается, когда пары делят одно и то же место.

4. результат команды определяется по сумме результатов представляющих команду пар.

5. В латине и стандарте соревнуются друг против друга всегда одни и те же пары. Смена противников не допустима.

§ 9. Протесты

1. Протесты по проведению соревнования принимаются во время турнира главным судьей.

2. Протест может быть подан в письменном виде и только представителем коллектива (команды), пары, группы пар.

3. Протест должен быть обоснован настоящими Правилами.

4. Протест должен быть рассмотрен главной судейской коллегией соревнований незамедлительно по окончании тура, к которому относится протест (в перерыве); при необходимости созывается совещание всей судейской коллегии данных соревнований. По рассмотренному протесту выносится решение.

5. Если содержание протеста вступает в разногласие с настоящими Правилами, то ответственность несет представитель, подавший протест.

6. Если принятое судейской коллегией решение не соответствует настоящим Правилам, то ответственность несет судейская коллегия, принявшая данное решение.

7. Факт подачи протеста и вынесенное решение заносится в отчет о турнире.

8. В случае подачи протеста вся промежуточная документация, включая оценочные листы предварительных туров, должна сохраняться до окончательного рассмотрения вопроса ревизионной комиссией и Президиумом соответствующей общественной организации.

9. При подаче протеста в контролирующий орган общественной организации, осуществляющей общее руководство соревнованием, без предоставления представителем видео, фото и других материалов по факту нарушения, данный протест к рассмотрению не принимается.

V. Место, оборудование, документация соревнований

§ 1. Место для проведения соревнований

1. Место проведения соревнований должно обеспечивать удобство подготовки и выступления участников турнира, работы судей и размещения зрителей. К нему должен иметься удобный проезд общественным и личным транспортом.

2. В сооружении, где проводится турнир, должны быть следующие помещения (места):

3. Помещение для выступления танцевальных пар, помимо площадки для выступления, должно также иметь место для работы судейской коллегии и места для зрителей. Полезная площадь танцевального паркета не может быть менее:

4. Количество мест для зрителей должно быть не менее 50% от предполагаемого числа участников. Зрительские места должны обеспечивать удобный просмотр выступлений танцоров.

5. Помещение (место) для работы секретариата может находиться в помещении для выступления танцевальных пар или отдельно. Запрещается кому-либо, кроме членов секретариата, главного судьи и его заместителя находиться во время турнира в помещении (месте) для секретариата.

6. Помещение (место) для подготовки участников к выступлению должно быть оборудовано достаточным количеством стульев, мест для развешивания танцевальных костюмов, электрическими розетками на 220 В. Температура воздуха в данном помещении не должна быть ниже 18 градусов.

7. Помещение для судейской коллегии предназначено для проведения в нем совещаний судей данных соревнований, а также для организации их питания. Не рекомендуется никому, включая присутствующих на турнире тренеров, заходить в данное помещение без разрешения главного судьи или его заместителя.

§ 2. Оборудование мест соревнований

1. Танцевальная площадка должна быть оснащена аудио аппаратурой, достаточной для озвучивания объема данного помещения. Освещенность помещения должна соответствовать норме зрительного восприятия.

2. На официальных соревнованиях необходимо наличие видеокамеры, расположенной в удобном месте, откуда хорошо просматривается танцевальная площадка, для съемки всего хода турнира.

3. рабочий стол главной судейской коллегии должен быть расположен рядом с танцевальной площадкой.

4. На местах для работы арбитров должны находиться папки с документацией, а также таблички с цифрами с 1 до 8 для открытого судейства.

5. Место (стенд) для информации о ходе турнира может находиться в помещении для выступления танцевальных пар или оборудоваться в отдельном помещении. В данном месте (на стенде) должны постоянно находиться: программа турнира, результаты предварительных выступлений и другая информация. Право вывешивания и изъятия информации с места (со стенда) имеют только главный судья турнира, его заместитель, главный секретарь и члены секретариата. Участники турнира, тренеры и представители команд, замеченные в самовольном вывешивании (изъятии) информации с установленного места (со стенда), несут за это ответственность, вплоть до запрещения участия в турнире.

§ 3. Документация соревнований

1. Регистрационные протоколы - заявки участников соревнований.

2. Список спортивно-танцевальных коллективов, городов и выданных им стартовых номеров.

3. Карточки членов судейской коллегии соревнований.

4. План-сценарий мероприятия (минимум 4 экз.).

5. Лист заходов для каждого тура соревнований.

6. Список судейской коллегии соревнований - Приложение к итоговому протоколу по работе судейской коллегии.

7. Протокол работы главной судейской коллегии по нарушениям программы сложности.

8. Оценочные листы арбитров для предварительных этапов.

9. Протоколы подсчета результатов предварительных этапов.

10. Оценочные листы арбитров для финала.

11. Протоколы подсчета результатов финала (Скейтинг).

12. Сводная таблица соревнований по 10 танцам, лично-командных соревнований.

13. расчет коэффициентов рейтинговых соревнований.

14. расчет оценки качества результата (ОКР).

15. Итоговый протокол.

16. Чистые листы для ведения протоколов совещаний судейской коллегии, жеребьевки танцев обязательной программы, протестов и т.п.